ВНИМАНИЕ! В ТЕКСТЕ БУДУТ СПОЙЛЕРЫ!
В 2013 году я случайно наткнулся на книгу «Марсианин» Энди Вейера. Помнится, тогда времени что-то читать особо не было, и обычно я просто «пробегал глазами» первые страницы. Но этот роман моментально погрузил в пучину интереснейших событий с отличным главным героем. Книга была проглочена за несколько дней с вынужденными перерывами на сон, а потом перечитана еще 5-6 раз.
Ровно пять лет назад, в сентябре 2015 года, состоялась мировая премьера «Марсианина» с Мэттом Дэймоном в главной роли.
Экранизация Ридли Скотта стала для меня одним из самых ожидаемых фильмов 2015 года. В целом, ощущения от фильма остались положительными, но толика разочарования присутствовала. Речь о концовке.
Энди Вейеру в своей книге до самых последних событий удавалось выдерживать градус накала, интерес и интригу. А развязка получилась действительно кульминацией и мощной квинтэссенцией всего романа.
Если не рассматривать финал фильма под микроскопом, то можно сказать, что он соответствует литературному первоисточнику. И задача киноделов – как раз найти нужные решения, чтобы заставить зрителя испытать эмоции, задуманные автором.
И вот здесь дьявол кроется в деталях. Те сильные моменты, которые в книге вызывают у читателя пот в ладошках или слезу, в фильме есть, но не работают настолько сильно, насколько могли бы.
Например, один из ключевых моментов, когда Марк Уотни говорит: «Готов», подтверждая намерение покинуть Марс. Или, когда уже все закончилось, короткий доклад капитана Льюис Земле: «Все шесть членов экипажа на борту». Это теряется и не вызывает тех эмоций, которые передает книга.
Сама процедура спасения тоже отличается. В романе Уотни предлагает продырявить себе скафандр на ладошке, чтобы выходящий воздух служил ускорителем, а сам астронавт стал почти как Железный человек, но от этой идеи отказываются. В фильме он молча воплощает свою идею, но зрителям совершенно не объясняют, насколько это опасно, находчиво и смело. Он просто проткнул скафандр и полетел, будто, так и планировал.
В книге командир корабля не вызывалась сама выйти в космос и вылавливать главного героя – это делал один из членов экипажа. И в этом как раз был смысл. Вся операция по спасению была проработана до секунды, где каждый знал и понимал свою роль.
И вот такие мелочи разбросаны по всему фильму: в одном месте что-то не доделано, в другом переделано, в третьем, от чего-то отказались.
Разумеется, досконально перенести книгу на экран невозможно, поэтому какие-то моменты меняют в угоду кинематографичности. Это и было реализовано, но сделано как-то без души. У Ридли Скотта были все исходные данные, чтобы сделать великое кино, но вместо этого получилась очень качественная, но, в то же время, штампованная подделка.
Делает ли все описанное выше «Марсианина» плохим фильмом? Нет. Это отличное кино, коммерчески успешное, с замечательным актерским составом, и получившее множество заслуженных наград.
Но в тоже время, это кино на один вечер, которое подарит больше двух часов отличного времяпрепровождения, а через неделю, скорее всего, забудется.
Тихон Дмитриев/kinobugle.ru
Подписывайтесь на наш Telegram-канал