Россия может первой в мире снять фильм в реальном космосе. Почему это не вызывает гордости?

Россия может первой в мире снять фильм в реальном космосе. Почему это не вызывает гордости? 6

Новость о том, что Россия собирается стать первой державой в мире, которая снимет художественный фильм в реальном космосе, появилась совершенно неожиданно без какого-либо размаха и помпезности. Ее первоисточником стал короткий пресс-релиз, размещенный на сайте «Роскосмоса» 22 сентября.

Казалось бы, это хорошая новость, которая дает возможность гордиться соотечественниками и своей страной. Снова космос, снова мы первые. Но если знать недолгую предысторию вопроса, то картина вырисовывается куда менее радужная.

Разбираемся, в чем дело.

Что же сообщил «Роскосмос»?

Корабль «Союз МС-17». На таком же в октябре 2021 года на низкую околоземную орбиту отправится российская съемочная группа
Корабль «Союз МС-17». На таком же в октябре 2021 года на низкую околоземную орбиту отправится российская съемочная группа

С точки зрения полезной информации, пресс-релиз можно оценить, как хороший. В нем нет «воды», все строго и по делу.

Для понимания ситуации, вот основные факты:

  • Фильм имеет рабочее название «Вызов». Это не окончательный вариант и может быть изменен.
  • Режиссером назначен Клим Шипенко («Салют-7», «Холоп»).
  • Созданием картины занимаются Госкорпорация «Роскосмос»Первый канал и студия Yellow, Black and White.
  • Сценарий, технические возможности съемок и актерский состав не утверждены и до сих пор обсуждаются.
  • Полет на Международную космическую станцию (МКС) состоится осенью 2021 года.
  • Космонавтов на МКС доставит российский транспортный пилотируемый корабль «Союз МС».
  • Исполнитель главной роли и его и дублер будут определены по результатам открытого конкурса.

Время вторых

Россия может первой в мире снять фильм в реальном космосе. Почему это не вызывает гордости?

Данный пресс-релиз был размещен буквально через несколько часов после того, как официальный Twitter американского корабля Спейс Шатл, сообщил, что в октябре на МКС состоится полет еще одной съемочной группы.

Среди пассажиров – звезда мирового кинематографа Том Круз, режиссер Даг Лайман («Грань будущего») и еще один не названный космический турист. Логично предположить, что это будет оператор, ибо цель их полета… снять фильм в космосе.

Том Круз и Даг Лаймон
Том Круз и Даг Лаймон

Пикантность ситуации в том, что об их намерениях было известно еще в мае 2020 года, когда задумку подтвердил ни кто иной, как директор НАСА Джим Брайденстайн.

Тогда же об инициативе американских киноделов написали все мировые СМИ, не преминуя акцентировать внимание на исторической уникальности проекта.

KinoBugle.ru даже делал большой материал о том, какие рекорды может установить Том Круз.

И вот, спустя более, чем полгода, «Роскосмос» сообщает, что именно Россия «впервые в истории» снимет художественный фильм в космосе. Использование подобных формулировок свидетельствует о том, что российская сторона серьезно настроена получить ачивку «первая в мире» и будет всячески этого добиваться. Только от сравнений с западным «партнером» никуда не уйти.

Сравнение

Том Круз давно заработал репутацию безбашенного парня. Он предпочитает самостоятельно исполнять трюки, порой настолько сложные, что не каждый каскадер решится повторить. Несколько лет назад это даже родило шутку о том, что Круз будет первым актером, который без каскадера выйдет в открытый космос. Что ж, до этого вряд ли дойдет, но с учетом его намерений покинуть Землю, шутка почти воплощена в жизнь.

Том Круз исполняет трюк в «Племени изгоев»
Том Круз исполняет трюк в «Племени изгоев»

В пятой части «Миссии невыполнима» с подзаголовком «Племя изгоев» актер поднялся в воздух, держась за корпус самолета. А на съемках шестого фильма — «Последствия», и вовсе получил травму, выполняя прыжок со строительных лесов на крышу здания. Это только последние его достижения, а сколько их было раньше?

Именно богатый бэкграунд и репутация любителя острых ощущений логически приводят к тому, что именно Том Круз отправляется в космос. Мол, а кто еще? Его кандидатура выглядит органично и правильно, и фактически является кульминацией карьеры, в которой все предыдущие работы теперь воспринимаются как тренировка перед главным вызовом.

На этом фоне возникают вопросы к отечественному проекту.

Главный герой

Фото: «Роскосмос»
Фото: «Роскосмос»

Кто рассматривается на главную роль – Петров или Козловский? профессиональный актер или профессиональный космонавт? Из сообщения «Роскосмоса», ответ не просматривается. Любой давний житель Звездного городка, готовящийся отправиться к звездам, может принять участие в открытом конкурсе на главную роль и победить. Для пущей убедительности даже сценарий можно написать под него, сделав главного героя идентичным психотипу космонавта-актера.

Режиссер

Клим Шипенко
Клим Шипенко

В проекте Тома Круза Даг Лаймон летит на орбиту и будет лично курировать съемки у камеры. А вот полетит ли Клим Шипенко на МКС или же будет руководить процессом с Земли? Технологии позволяют реализовать и второй вариант.

Стоимость

Россия может первой в мире снять фильм в реальном космосе. Почему это не вызывает гордости?

Пожалуй, самая болезненная часть вопроса. Американский проект оценивается в $200 млн. По современным меркам – достойная сумма для большого фильма, но не самая великая. Примерно столько же стоили «Довод» Кристофера Нолана и «Черная пантера» Marvel. При этом, производством фильма Круза занимаются студия Universal Pictures, частная компания Space X Илона Маска и НАСА. И только последняя финансируется из бюджета Соединенных Штатов. То есть, бОльшую часть затрат возьмут на себя частные инвесторы.

В Российском варианте все обстоит несколько иначе. Судя по заявленным компаниям-кураторам проекта, оплачиваться фильм будет в основном из бюджета налогоплательщиков.

Бюджетное бремя

Редактировать галерею
С Госкорпорацией «Роскосмос» все понятно из названия, она принадлежит государству и им же финансируется.

Первый канал, де-юре коммерческий, а де-факто – очень даже государственный. В 2020 году только прямых субсидий из федерального бюджета на него выделили 6,5 млрд рублей. Даже если прямых денег на фильм Первый канал не выделит, а окажет поддержку своими медиа мощностями в качестве пиара и продвижения, это все равно сродни бюджетному финансированию.

Ну, а студия Yellow, Black and White (а, возможно, и ее дочерние структуры) – это та прослойка, через которую напрямую Фонд Кино наверняка выделит какую-то нехилую сумму государственных денег.

Сколько суммарно будет потрачено на фильм, трудно предположить, но ясно уже сейчас, что счет идет на миллиарды. Американский блокбастер в переводе в российскую валюту по текущему курсу стоит около 15 млрд рублей.

Даже если российская картина обойдется всего в пятую часть от этой суммы (что вряд ли), все равно – это как-никак 3 млрд рублей казенных денег. Для сравнения, примерно столько же стоила провалившаяся в прокате «Тайна печати дракона». А недавний «Вратарь Галактики», напичканный очень посредственной графикой, по разным оценкам обошелся от 780 млн до 1 млрд рублей. Из которых 500 млн было выделено Фондом кино.

Если бы

Россия может первой в мире снять фильм в реальном космосе. Почему это не вызывает гордости?

Попробуем ступить на хрупкую поверхность допущений и повернуть ситуацию зеркально. Предположим, что полгода назад именно Россия первой заявила намерения о космических съемках, сказав, что обладает идеей, сценарием и поддержкой на всех уровнях. В этом случае градус патриотизма неизбежно был бы выше.

Допустим, что американцы только сейчас объявили об аналогичном решении лететь в космос… В глазах россиян они бы выглядели узурпаторами, посягнувшими на то, что уже априори наше. Возникшее противостояние лишь усиливало бы поддержку нашему проекту от соотечественников.

Взгляд со стороны

Россия может первой в мире снять фильм в реальном космосе. Почему это не вызывает гордости?

Но даже если российский кинопром выпустит свой фильм первым, будет ли он таковым в сознании зрителей? Мы живем не в информационном вакууме, и вся картина мира находится на ладони.

Пока все, что известно о «Вызове», выглядит как исполнение указания высокого начальства или выслужливая инициатива начальства поменьше. Со стороны абсолютно не просматривается желание творческой команды сделать качественную картину с интересной историей и натурными съемками. Зато стремление выпустить поскорее хоть что-нибудь, чтобы приписать себе достижение «первых в мире» так и прет. Дескать, «Ах, вы хотите быть первыми?! А вот фигушки вам! Первыми будем мы!».

Вперед в будущее

Россия может первой в мире снять фильм в реальном космосе. Почему это не вызывает гордости?

Способны ли российские киноделы, работая в таких условиях, создать действительно хороший, крепкий и конкурентоспособный творческий продукт? Хочется верить, что да. Но пока вместо всепоглощающего желания поскорее увидеть плоды их трудов, чувствуются только серьезные опасения за успешность проявленной инициативы.

Если «Вызов» захватит пальму первенства, то выдержит ли он проверку временем и станет ли мировым достоянием, или останется только записями в учебниках и Википедии? Эти же вопросы можно задать и американскому проекту. Ответы сможет дать только история.

В ближайшее время мы увидим два фильма, снятых в похожих условиях.

Один из них точно станет первым, снятым в космосе.

Но запомнится именно та лента, которую лет через 30 можно с радостью показывать детям и внукам. Хочется верить, что обоим этим критериям будет соответствовать «Вызов».