Фильмы, которые изначально задумывались как разовые проекты, как правило, имеют законченную историю, не требующую продолжения.
Однако, если проект «выстреливает» и собирает кассу, причастным к нему трудно удержаться от соблазна не снять сиквел. У некоторых получается придумать достойные вторые, а иногда даже и третьи части («Назад в будущее», «Матрица», «Пираты Карибского моря»). А некоторые с этим грандиозно не справляются.
Kinobugle.ru вспомнил случаи, когда киноделы с размахом делали сиквелы культовых картин и терпели крах.
10. «Побег из Лос-Анджелеса» (1996)
Предшественник: «Побег из Нью-Йорка» (1981)
«Побег из Нью-Йорка» был снят Джоном Карпентером за $6 млн, а заработал $25 млн, получив отличные отзывы и несколько номинаций на престижные премии. Главный герой Змей Плискин в исполнении Курта Рассела, спасающий президента страны, очень полюбился зрителям. Его было решено вернуть на экраны спустя 15 лет.
На производство сиквела было выделено $50 млн, а основная команда с Куртом Расселом на площадке и Джоном Карпентером в режиссерском кресле вернулась к созданию продолжения. И фильм нельзя назвать плохим. Он задумывался как развлекательный проект, и выполняет свои функции. Проблемы было две: к моменту выхода уже сменилось целое поколение, а успехи первой картины были забыты даже его поклонниками. Карпентер же снял кино так, будто это до сих пор 1980-е, а зрители требовали уже нового подхода.
В итоге на фильм зрители не пошли. Как и первая часть, он собрал $25 млн, но с учетом двукратно большего бюджета, оказался провальным. Финансовый результат поставил точку в развитии антиутопической франшизы «Побег из…».
9. «Бегущий по лезвию 2049» (2017)
Предшественник: «Бегущий по лезвию» (1982)
Первую часть снял Ридли Скотт, и она провалилась в прокате, но стала мега-культовой по истечению времени. Продолжением рулил Дэни Вильнев и даже смог вернуть в строй Харрисона Форда. Сиквел постигла ровно та же участь, что и предшественника. И даже по тем же самым причинам.
Оба фильма оказались неспешными, стильными, с большим количеством спецэффеков, и с глубоким философским подтекстом. Зрители разделились на два лагеря: в меньшинстве – те, кто не отрываясь наблюдал за визуальным пиршеством и умным сценарием, а в большинстве – те, кто отчаянно боролся со сном. Именно последние и сформировали негативное сарафанное радио.
Оказывается, за 35 лет, что прошли после выхода первой части, желания публики совершенно не изменились. Она оказалась не готова смотреть хоть и дорогостоящий, но невероятно тягомотный артхаус.
При бюджете $150 млн, сборы составили $259 млн, чего оказалось недостаточно даже для окупаемости. Сейчас же фильм, как и первая часть, начинает приобретать статус культового. Ждем триквел к 2052 году, еще через 35 лет.
8. «Трон: Наследие» (2010)
Предшественник: «Трон» (1982)
Первый «Трон» был смелым экспериментом, существенно опередившим свое время. Новаторское использование компьютерной графики оказалось не понятым поколением 1980-х. А вот сиквел опоздал с выходом.
В 2010-году вышло продолжение-ребут стильно и бодро продолжившее историю Кевина Флинна, где главный герой — его сын Сэм. Disney решил сделать крупную франшизу и выделил режиссеру Джозефу Косински $170 млн. Каждый цент был потрачен с умом, а история получилась бодрой и захватывающей. Увы, фильм наскреб только $400 млн, что позволило ему выйти лишь в ноль. Продажи игрушек и мерчендайза хоть и были, но не показывали той динамики, на которую рассчитывали боссы.
Если попытаться разобраться в причинах провала, можно предположить, что окно для выхода «Наследия» было где-то с середины 1990-х – по середину 2000-х, когда происходила компьютеризация всего на свете.
Да и с концепцией самого фильма не сильно угадали. Если бы это был полноценный перезапуск, возможно, его бы приняли теплее. А так, желание смотреть прямое продолжение ленты из прошлой эпохи появилось не у многих.
Радует, что Disney не забывает этот свой актив и видит в нем потенциал. Новый фильм в разработке.
7. «Жемчужина Нила» (1985)
Предшественник: «Роман с камнем» (1984)
Это яркий пример абсолютно бессовестной и бездарной попытки заработать на неожиданном хите. Что грустно, она удалась.
Первую картину снял Роберт Земекис, переживающий тогда одну неудачу за другой. Все ждали, что и «Роман с камнем» провалится, но фильм оказался хитом, собрав $86 млн при бюджете $8 млн. Постановщик ушел делать «Назад в будущее» и стал режиссером мирового масштаба.
Майкл Дуглас, игравший главную роль в «Романе с камнем» и выступавший продюсером вместе с братом, решил, что нужно ковать железо, пока горячо. Он быстренько организовал написание сценария, выбил финансирование в $25 млн и созвал съемочную команду. Под конец 1985 года «Жемчужина Нила» вышла в кинотеатрах и была втоптана в грязь критиками.
Фильм ругали за сумбурность, нелогичность и плохую режиссуру. Несмотря на это, он собрал $96 млн и принес ощутимую прибыль. Холодный прием, правда, заставил пересмотреть планы по созданию триквела. Позже возникали слухи о ремейке и перезапуске, но дальше разговоров они не продвинулись.
6. «Сын Маски» (2005)
Предшественник: «Маска» (1994)
Удивительно, как этот кракозавр вообще появился на свет. Возникает куча и других вопросов КАК?!.
- Как вообще пришла идея это снять?
- Как утвердили этот сценарий?
- Как проводили кастинг?
- Как это выпустили в кинотеатрах?
- Как на это выделили $84 млн?
Фильм с Джимом Керри 1994 года был цельной, оригинальной и завершенной историей, полюбившейся зрителям. Историей, которой совершенно не требовалось продолжение. А если уж кто-то и вписался его делать, то нужно было привлекать команду основного фильма с основными актерами.
Увы, в главных ролях оказались безликие нонеймы, бездарность расположилась в режиссерском кресле, а студии, похоже, было интересно просто выкинуть кучу денег.
Сборы в $60 млн должны были всем причастным многозначительно сказать, как работать не нужно. Рекомендуем поставить словосочетание «Сын Маски» во все спам-фильтры и в списки блокировщиков, чтобы он случайно где-то не всплыл.
5. «Уолл Стрит: Деньги не спят» (2010)
Предшественник: «Уолл-стрит» (1987)
Очередной пример того, что сиквелы, выходящие более чем через 20 лет после выхода оригинала, не способны заинтересовать аудиторию. Первый «Уолл-стрит» собрал $43 млн при бюджете $15 млн. Неплохо, но не более того. Сиквел обошелся уже $70 млн, а собрал $134 млн, даже не окупившись.
Что хотел сказать Оливер Стоун – не понял никто. Фильм оказался не про биржу. В нем много драмы, но на нее никто не рассчитывал. Это вроде как сиквел, но отдельное кино. Режиссер как будто хочет сказать, что деньги не должны вымывать из людей человеческие чувства, но у него это не получается.
Во всех смыслах странное кино, которое запоминается именно тем, что оно не запоминается.
4. «День Независимости: Возрождение» (2016)
Предшественник: «День независимости» (1996)
Идея выпустить продолжение витала в воздухе все годы после того, как первая часть стала хитом. Было решено это осуществить к символической дате – 20-летию первого фильма. Джефф Голдблюм и Билл Пуллман вернулись в строй, а вот Уилл Смит все подпортил, наотрез отказавшись это делать.
Создателей это огорчило, но не остановило. Роланд Эммерих успешно освоил $134 млн бюджет, тупо увеличив масштабы первого фильма. Да, он снял то же самое, только сделав больше взрывов, больше боев, больше пришельцев и больше космических кораблей.
Проходное бездушное кино собрало $389 млн и слегка себя окупило. Но вряд ли к этой теме киноделы вернутся в ближайшие 20 лет.
3. «Основной инстинкт 2: Жажда риска» (2006)
Предшественник: «Основной инстинкт» (1992)
Все же помнят за счет чего «Основной инстинкт» стал хитом? Разумеется, из-за напряженного и крайне интересного сюжета (не сарказм). А еще из-за легендарной сцены с 34-летней Шэрон Стоун на стуле во время допроса. Не все знают про что фильм, но все видели эту сцену.
Когда 14 лет спустя вышло продолжение, это вызвало вопросы. Концепция картины подразумевает обнажение, а Шэрон Стоун уже 48 лет… Это не тот возраст, в котором обычно демонстрируется женское тело на экране. Как выяснилось, исполнительница главной роли находится в прекрасной форме, но только показала она это весьма странным образом. Все горячие сцены были выпущены в качестве дополнительных материалов.
В кинотеатрах и в дальнейшем на видео вышла обрезанная версия, где толком не было обнаженки. Без пикантных моментов оказалось, что сюжет сам по себе не вытягивает. И при бюджете $70 млн сборы составили жалкие $38 млн.
2. «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать»
(2014)
Предшественник: «Город грехов» (2005)
Стильный, мрачный и красивый «Город грехов» моментально стал культурным феноменом. Кровавые и взрослые истории в стиле нуар полюбились как критикам, так и зрителям. При стоимости в $40 млн картина заслуженно принесла создателям $158 млн.
Вторая часть постаралась раз войти в ту же самую реку, но не вышло. Фильм должен был стать и продолжением, и предысторией первой части.
Повествование вышло мешаниной даже для поклонников оригинальных комиксов и первого фильма. Остальные зрители запутались в героях, так как многих актеров из оригинального фильма заменили, а персонажей оставили.
Бюджет сиквела вырос до $65 млн, а сборы составили $39 млн. Однозначный провал, поставивший крест на дальнейших продолжениях.
1. «Скорость 2: Контроль над круизом» (1997)
Предшественник: «Скорость» (1994)
Первый фильм стал культовым и принес ощутимую прибыль, потому что выглядел естественно. Психопат грозит взорвать пассажирский автобус, если тот сбавит скорость. Несмотря на то, что подобное развитие событий в реальной жизни маловероятно, в фильме все выглядит органично. Все герои на своем месте, и у каждого есть мотивация. Но какова вероятность того, что после всего пережитого хотя бы один из героев когда-нибудь попадет в аналогичную ситуацию?
Киану Ривз посчитал, что вероятность мала и, отклонив гонорар в $12 млн, не стал принимать участие в съемках.
А вот Сандра Буллок согласилась на $11,5 млн, что более, чем в 20 раз превышало гонорар за первый фильм. Часть полученных денег она вложила в проект своей мечты – фильм «Проблески надежды» (1998), оказавшийся успешным.
Сиквел «Скорости» обошелся в $160 млн, а заработал $164 млн, что стало очевидным провалом. В 2000-м году сама Буллок назвала этот фильм дурацким, но поспешила перевести это высказывание в шутку.
Пожалуй, основная ошибка создателей – это как раз возвращение старых героев. Если бы на главные роли взяли других людей, это выглядело бы естественнее. Тогда можно было бы логичнее объяснить ситуацию с разогнавшимся круизным лайнером.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал